ФЭНДОМ

150px-Athletic Club Bilbao.svg.png

Атлетик Бильбао — испанский футбольный клуб.

ИсторияПравить

В конце XIX в. город Бильбао был лидирующим портом Испании и приносил в казну страны огромные деньги. В результате, на работу в порт приезжало множество иммигрантов. Среди них были шахтеры с северо-востока Англии, рабочие на верфи из Сандерленда, Саутгемптона, Портсмута и других городов. Эти британские рабочие и привезли с собой в Бильбао (как и в большинство других уголков Европы) новую игру – футбол. В последнем десятилетии XIX в. рабочие объединились и сформировали «Футбольный Клуб Бильбао».

Параллельно этому, некоторые выпускники баскских школ, отправившись учиться коммерции в Британию, заразились там футболом, и по возвращению в Бильбао стали проводить матчи против британских рабочих. В 1898 г. выпускники одной из местных гимназий основали «Атлетик Клаб», выбрав название на английский манер.

Прошло несколько лет, в Испании было объявлено о проведении футбольного Кубка Короля (кубок Испании по футболу), и два клуба из Бильбао решили объединиться в один, чтобы составить конкуренцию другим командам страны. Новообразованная команда была названа «Бискайя» - по названию региона, в котором находится Бильбао. И на родину футболисты вернулись с первым в истории кубком – одолев в финале «Барселону», «Бискайя» выиграла Кубок Короля. В 1903 г. две баскские команды объединились окончательно – на свет появился «Атлетик Клаб». Интересно, что в том же году баскские студенты основали и другую команду – «Атлетик Мадрид», ныне известный как «Атлетико Мадрид».

Клубные цветаПравить

Вопрос возникновения цветов «Атлетика» до сих пор является объектом дискуссий. Изначально футболисты «Атлетика» носили полосатые бело-голубые майки, однако в 1910 г. клубные цвета сменились на красный и белый. Существует три версии, почему вдруг футболисты из Бильбао решили сменить традиционные цвета. Самая популярная и наиболее реалистичная версия – поскольку основатели клуба были выходцами из Сандерленда и Саутгемптона, они сменили цвета «Атлетика» на те же, что и у футбольных команд «Санлерденд» и «Саутгемптон». Вторая версия – руководство «Атлетика» заказало в Британии новую бело-голубую форму, однако англичане перепутали и выслали в Бильбао красно-белую. И третья, самая оригинальная версия – клуб испытывал финансовые трудности, и новая форма «Атлетику» была не по карману, поэтому руководство решило приобрести дешевые красно-белые матрасы и пошить из этой ткани футбольную форму. К слову, аналогичная легенда присутствует и в истории мадридского «Атлетико» - они перешли с бело-голубых цветов на красно-белые, и, если верить легенде, не без участия матрасов. По этой причине футболистов «Атлетико» до сих пор кличут «колчонерос» - «матрасники».

И, раз уж речь зашла о экипировке «Атлетика», стоит упомянуть, что клуб из Бильбао является одним из последних европейских клубов, поместивших логотип спонсора на футболках. В то время, как большинство грандов рекламировало на майках своих спонсоров уже в 80-ых, «Атлетик» впервые «украсил» майки спонсорским логотипом только в 2005 г.

Кубок КороляПравить

В ранних розыгрышах Кубка Короля «Атлетик» выступал очень успешно. В 1902 г. Кубок Короля достался «Бискайе», а через год эта же команда, только с новым названием «Атлетик», повторила достижение и вновь взяла трофей. В 1904 г. клуб стал обладателем Кубка автоматически, поскольку соперник, мадридский «Эспаньол», на финал попросту не приехал. </span> Следующий Кубок Короля «Атлетик» выиграл только в 1911 г., а затем, в период с 1914 по 1916 гг., выигрывал его трижды подряд. Тогда в составе клуба из Бильбао блистал Рафаэль Арансади, или, как его прозвали болельщики, Пичичи. Во многом благодаря его голам «Атлетик» добивался таких успехов. Примечательно, что сегодня награда, присуждаемая лучшему бомбардиру чемпионата Испании, называется Пичичи – в честь великого форварда из Бильбао.

«Атлетик» и ПентлэндПравить

В 1923 г. под руководством опытного тренера Фреда Пентлэнда «Атлетик» выиграл еще один Кубок Короля. Через несколько сезонов он ушел из «Атлетика», и клуб остался без титулов до тех пор, пока Пентлэнд не вернулся в команду в 1929 г. В 1928 г. была основана Ла Лига, а в качестве инициаторов ее создания выступали «Реал Унион», «Аренас Гетчо», «Реал Сосьедад» и «Атлетик Бильбао». Уже в следующем сезоне, в 1930 г., «Атлетик» из Бильбао сделал «золотой дубль», выиграв Кубок Короля и Ла Лигу, а через год повторил это же достижение. В двух последующих сезонах «Атлетик» немного сбавил в чемпионате – оба раза взял серебряные медали, зато еще два раза выиграл Кубок Короля. Четыре кубка подряд, два чемпионских титула и два комплекта серебряных медалей – неплохой результат за четыре года! Не менее приятным для болельщиков «Атлетика» обстоятельством является и то, что в 1931 г. футболисты из Бильбао с неприличным счетом 12:1 разгромили «Барселону», что является самым кошмарным результатом в истории каталонского клуба.

40-ые и 50-ыеПравить

40-ые выдались для «Атлетико» (в 1941 г. по указу генерала Франко клуб был переименован с английского на испанский манер) достаточно успешными. В 1943 г. «Атлетико» стал чемпионом Испании, а также выиграл Кубок Генералиссимуса, а в 1944 и 1945 гг. вновь одерживал победу в вышеупомянутом кубке. Безоговорочным лидером тогдашней команды был Тельмо Сарраонаиндиа, или просто Сарра – форвард «Атлетико» забил 294 мяча за 13 сезонов в составе клуба, а забитые им 38 голов в сезоне 1950/51 по сей день не превзошел ни один бомбардир чемпионата Испании.

В начале 50-ых на тренерском мостике «Атлетико» появился Фердинанд Даучик, который привел команду к целому ряду успехов. Уже в 1950 г. «Атлетико» выиграл Кубок Генералиссимуса, в 1955 г. выиграл его еще раз, а в 1956 г. сделал золотой дубль – выиграл и Кубок Генералиссимуса, и Ла Лигу. В следующем сезоне клуб из Бильбао, на правах чемпиона страны, дебютировал в Кубке европейских чемпионов, однако не слишком удачно – на стадии четвертьфиналов испанцев выбил из турнира чемпион Англии «Манчестер Юнайтед». В 1958 г. «Атлетико» пополнил клубный музей еще одним Кубком Генералиссимуса. Секрет успеха клуба из Бильбао во многом заключался в том, что в стране был введен лимит на легионеров – не более трех иностранцев в команде. И если для других команд это было серьезным ограничением, то «Атлетико» этого попросту не чувствовал – клуб придерживался политики кантеры, т.е. использования только своих, доморощенных футболистов. Футбольная школа в Бильбао была одной из сильнейших в стране, что позволяло «Атлетико» из года в год брать призовые места Ла Лиги. Более того, руководство клуба было не только против легионеров, но и против испанцев – цвета «Атлетико» защищали только те футболисты, которые были причастны к Стране Басков, т.е. либо родились, либо выросли на этой земле.

60-ые и 70-ыеПравить

В 60-ых клуб из Бильбао выиграл всего лишь один трофей – Кубок Короля в 1969 г. Почти ежегодно все испанские титулы тогда забирал мадридский «Реал». Ничего не изменилось и в 70-ые – клуб опять ограничился одним-единственным Кубком Короля за декаду, и никаких других трофеев не выигрывал. Тем не менее, в Стране Басков очень горячо поддерживали «Атлетико», не обращая внимания на результаты команды. Это был больше, чем клуб (хотя «больше, чем клуб» - девиз другого испанского клуба, «Барселоны») – так, в 1976 г. капитан «Атлетико» вынес на матч флаг Страны Басков, что было первой публичной демонстрацией флага после смерти генерала Франко. В 1977 г. клуб из Бильбао имел все шансы выиграть первый в истории международный трофей, но не сложилось – в финале Кубка УЕФА по правилу выездного гола победу одержал туринский «Ювентус». Тогда же, спустя несколько лет после смерти Франко, клуб вернул себе прежнее название – «Атлетик Бильбао».

Эра КлементеПравить

Личностью, переломившей ход истории «Атлетика», стал молодой тренер Хавьер Клементе, вставший у руля клуба в 1981 г. За несколько лет он сколотил очень крепкую команду – сплав опыта (легендарные Дани и Андони Гойкоэчеа) и доморощенной молодости (Мигель Де Андрес, Эстанислао Арготе, Сантьяго Уркиага, Исмаэль Уртуби и, конечно же, Андони Субисаррета). Уже в дебютном сезоне Клементе заявил о своих высоких амбициях, заняв с несыгранной командой четвертое место Ла Лиги. К следующему сезону футболисты притерлись друг к другу, и в 1983 г. заслуженно стали чемпионами Испании, а через год закрепили за собой звание сильнейшей команды страны, выиграв и Ла Лигу, и Кубок Короля. Тогда выработался фирменный стиль «Атлетика» - не самый зрелищный, но очень жесткий, агрессивный и цепкий футбол, где очень многое зависит от спортивной злости и физической подготовки. В 1985 г. «Атлетик» скатился на третью строчку Ла Лиги, а в следующем сезоне – на четвертую. Тем не менее, болельщики были счастливы и этому – таких результатов их команда не достигала уже давно.

Баскская лихорадка

В 1986 г. Клементе покинул команду, и «Атлетик» начало лихорадить. Спасать дело поочередно брались такие тренера, как Хосе Анхель Ирибар, Ховард Кендэлл, Юп Хейнкес и Хавьер Ирурета, однако достичь прежних результатов не удалось ни одному из специалистов. Не смог повторить своего успеха и сам Клементе, вернувшись на пост главного тренера «Атлетика». Угадать с наставником руководству «Атлетика» удалось только в 1996 г., когда команда была доверена Луису Фернандесу. Через два года он привел «Атлетик» к серебряным медалям Ла Лиги и вывел команду в Лигу чемпионов. Постепенно мягче становилась политика кантеры. Так, например, в команду попал француз с баскскими корнями Биксан Лизаразю. Помимо этого, за «Атлетик» стали играть баски, являющиеся воспитанниками футбольных школ других команд из Страны Басков – Исмаэль Урсаис, Хосе Мари, Хосеб Эчеберрия и другие.

ХХI век.Править

Тем не менее, после небольшого всплеска вновь последовало падение, и команда из Бильбао стала рядовым середняком Ла Лиги. Более того, уже в ХХI в. «Атлетик» нередко рисковал впервые в истории вылететь в Сегунду, но все же спасался – на сегодняшний день всего лишь три испанских команды ни разу не покидали Ла Лигу с ее основания (две другие – «Барселона» и мадридский «Реал»). Очень близок к вылету во второй дивизион «Атлетик» был в сезоне 2005/06, когда прописка в высшей лиге была сохранена лишь благодаря необходимой выездной победе в предпоследнем туре. В следующем сезоне и вовсе судьба «Атлетика» была неизвестной вплоть до последнего тура, и лишь победа над «Леванте» в последнем матче сезона позволила баскам остаться в Ла Лиге и не нарушить почти столетнюю традицию.

Так или иначе, «Атлетик» - для басков это точно больше, чем футбольный клуб. «Сан Мамес» всегда набивается под завязку, невзирая на результаты команды. Позиция болельщиков «Атлетика» такова – победы и поражения мимолетны, а традиции вечны. По данным некоторых опросов, подавляющее большинство фанатов клуба из Бильбао предпочло бы, чтобы команда вылетела во второй дивизион, нежели чтобы команда отказалась от системы кантеры и пригласила в состав иностранца. «Атлетик» из Бильбао – клуб легендарный и, как показывает его история, уникальный.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики