ФЭНДОМ

Боруссия
177px-Borussia Dortmund Logo.svg.png

Полное название

BV Borussia 09 e.V. Dortmund

Дата создания

1909 год

Стадион

Сигнал Идуна Парк

Страна

Германия

Рейтинг УЕФА

31

Боруссия Дортмунд — немецкий футбольный клуб.

История Править

Клуб был основан 19 декабря 1909 группой недовольных семинаристов в баре Zum Wildschütz (нем. «У стрелка дичи»). Причиной их недовольства было то, что их наставник, пастор Девальд (Dewald) ненавидел футбол и не хотел включать его в программу спортивного кружка. По другой версии: сам пастор Девальд футбол запрету не предавал, более того, поощрял игру и даже купил молодым прихожанам мяч на церковные деньги. Но Девальду не нравилось, что его подшефные после футбольных матчей дружной компанией направлялись в пивную. Пастор пожалел, что приобщил молодых людей к футболу, и стал убеждать их вернуться в лоно Церкви. Часть юношей отреклась от футбола, но 18 парней во главе с Францем Якоби доброго совета не приняли. Имя «Боруссия» происходит от латинского названия Пруссии и соседней пивоварни. Поначалу команда играла в бело-голубых полосатых футболках с красной полосой и чёрных трусах. Современные чёрно-жёлтые цвета появились в 1913 году. Первые годы существования команда провела в окружных лигах. Во время Первой мировой войны большинство игроков «Боруссии» забрали в солдаты. Вернулись немногие, и в 20-е годы команду пришлось создавать едва ли не с нуля. С соседями по Вестфалии «Боруссия» играла с переменным успехом, вот только с Шальке 04 отношения не складывались. Клуб из Гельзенкирхена постоянно обыгрывал дортмундцев. Тем не менее подъему «Боруссии» в главную лигу Вестфалии в 1936 году способствовал один из величайших игроков «Шальке» — Эрнст Куцорра, начавший свою тренерскую деятельность во вражеском лагере.

После войны клуб, как и многие другие организации, так или иначе, связанные с Третьим рейхом, был распущен. Также были проведены попытки объединить клуб с двумя другими : Werksportgemeinschaft Hoesch и Freier Sportverein 98, как Sportgemeinschaft Borussia von 1898, но в итоге было выбрано имя Ballspiel-Verein Borussia (BVB). Первый серьёзный успех пришёл к клубу в 1947 году, когда «Боруссия» выиграла чемпионат Вестфалии, впервые в собственной истории обыграв Шальке. Произошло это 18 мая 1947 года. Матч завершился со счетом 3:2. Три голевые передачи в этом матче сделал капитан и лидер «Боруссии» Август Ленц, игравший еще в довоенной команде. В том же году «Боруссия» вышла в финал Британской зоны оккупации, но проиграла там «Гамбургу» со счётом 0:1. А в сезоне 1947/1948 «Боруссия» стала победителем только что созданной Западной Оберлиги[3]. В Впервые чемпионом дортмундский клуб мог стать в 1949 году; в финале национальной лиги «Боруссия» проиграла в дополнительное время футбольному клубу VfR Mannheim со счётом 3:2. В 1956 и 1957 гг. дортмундский клуб впервые стал чемпионом Германии. В 1956 году в финале со счётом 4:2 был обыгран «Карлсруэ», а в 1957 «Гамбург» со счётом 4:1. Примечательно, что обе эти игры были выиграны одним составом. После этого «Боруссия» впервые приняла участие в Кубке обладателей кубков. Также, в 1957 году, BVB был назван лучшим клубом года. Последний чемпионат Германии, который проходил в «старом стиле» в 1963 году также выиграл клуб из Дортмунда. На европейской арене «Боруссия» добиться больших успехов не смогла: сначала в Кубке Чемпионов, «Боруссия» на стадии 1/8 финала проиграла «Манчестер Юнайтед», а в следующем году «Милану», но уже на стадии 1/4 финала. Заметный след в послевоенной истории «Боруссии» оставили четыре Альфреда — Непекло, Прайслер, Кельбасса и Шмидт. Все четверо забивали огромное количество мячей и были в числе лучших бомбардиров послевоенного немецкого футбола. Например, в сезоне 55 —56 Непекло, Прайслер, Кельбасса забили 63 из 78 мячей своей команды. Шмидт пришел в «Боруссию» некоторое время спустя. Именно с их именами, а также с именем менеджера Хайнца Долле и главного тренера той команды Гельмута Шнайдера связаны основные успехи «Боруссии» тех лет.

В 1962 году Немецкая Футбольная Ассоциация решила создать профессиональную немецкую футбольную лигу — Бундеслигу. Первый турнир прошёл в 1963 году, и «Боруссия» отметилась тем, что её игрок, Тимо Конетцка, забил первый в истории новой лиги гол. В первом же сезоне клуб занял третье место, но на европейской арене добиться успеха опять не удалось — в Кубке Ярмарок, на второй стадии, со счётом 1:6 в первом матче и 0:4 во втором, «Боруссия» была разгромлена «Манчестером», в котором в то время выступали Бобби Чарльтон и Джордж Бест. Первый, после образования Бундеслиги, трофей дортмундский клуб завоевал в 1965 году. В финале Кубка Германии со счётом 2:0 был обыгран клуб «Алемания Ахен». А в 1966 году пришёл и первый европейский триумф — «Боруссия» стала первым немецким клубом, победившим в Кубке Обладателей Кубков."Боруссия" поочередно выбила из турнира мальтийскую «Флориану», болгарский ЦСКА, испанский «Атлетико», и английский «Вест Хэм». В финале, который проходил в Глазго, со счётом 2:1 был обыгран «Ливерпуль». В чемпионате в том году «Боруссия» заняла второе место, уступив чемпионство клубу «1860 Мюнхен». Тогда же была одержана самая крупная победа над «Шальке»: финальный свисток прозвучал при счете 0:7 в пользу «желто-черных».

1970-е годы в история клуба ознаменованы тяжёлым финансовым положением. В 1972 «Боруссия» вылетела в региональную лигу. После создания в 1974 году Второй Бундеслиги дортмундский клуб был включён в неё. Возвращение в элиту немецкого футбола состоялось лишь в 1976 году. Финансовые проблемы продолжали преследовать клуб и в 80-х. Данное обстоятельство не позволяло дортмундцам играть значимую роль в Бундеслиге. В 1986 году BVB был также под угрозой вылета, но лишь победа в последнем матче позволила сохранить прописку в бундеслиге. Первый трофей, после долгого перерыва был выигран лишь в 1989 году. В финале Кубка Германии со счётом 4:1 был обыгран «Вердер».

Настоящий расцвет «Боруссии» начался в 1991 году с приходом на пост главного тренера Оттмара Хитцфельда. В первом же сезоне дортмундцы заняли второе место, уступив «Штутгарту» лишь по разнице забитых и пропущенных, а в сезоне 1992/1993 BVB дошёл до финала Кубка УЕФА, в котором проиграл «Ювентусу» с общим счётом 1:6. Призовые деньги, полученные за успешное выступление в кубке, были потрачены на приобретение игроков, которые и принесли клубу последующие трофеи.

В 1995 и 1996 годах «Боруссия» стала сильнейшем клубом Германии, а в 1997 и всей Европы. В 1/4 был пройден «Осер», в 1/2 — «Манчестер Юнайтед» и наконец в финале в Мюнхене был обыгран «Ювентус» со счётом 3:1. А по итогам сезона Маттиас Заммер был назван лучшим игроком Европы. Сразу после финала, сославшись на усталость ушел главный творец успеха «Боруссии» — Оттмар Хицфельд. В этом же году в Токио был завоёван Межконтинентальный кубок. «Боруссия» обыграла бразильский «Крузейро». Предпоследний чемпионский титул был завоёван в 2002 году под руководством Маттиаса Заммера. Также в этом сезоне дортмундцы дошли до финала Кубка УЕФА 2001/02, где уступили в Роттердаме голландскому «Фейеноорду» со счётом 2:3. Но затем в клубе начались тяжёлые времена, клуб был в кризисном положении, как в финансовом плане, так и в игровом. Команда вплоть до 2009 года, была середнячком бундеслиги. Единственным достижением клуба в этот период, был выход в финал Кубка Германии в 2008 году, где команда уступила Баварии со счетом 2:1.

30 апреля 2011 года, одержав победу в домашнем матче над «Нюрнбергом» со счётом 2:0, за 2 тура до финиша «Боруссия» стала чемпионом Германии 2010/11. Впервые — под руководством Юргена Клоппа. Следующий сезон 2011/2012 для команды был ещё более успешным, 21 апреля 2012 года, команда под руководством Юргена Клоппа на своем поле со счетом 2:0 обыграла «Боруссию» из Мёнхенгладбаха, и за два тура до окончания чемпионата стала чемпионами Германии второй раз подряд и в восьмой раз в истории клуба. В итоге команда набрала 81 очко и проиграла в сезоне всего три раза. В этом же сезоне Дортмундская «Боруссия», нанеся пятое подряд поражение мюнхенской «Баварии», стала обладателем Кубка Германии по футболу. Финал закончился со счетом 5:2. Три мяча забил Роберт Левандовски. Смазало сезон выступление Боруссии в Лиге чемпионов, где в групповом турнире команда в 6 матчах набрала всего четыре очка и заняла последнее место, не попав даже в Лигу Европы.

Перед началом сезона 2012/2013 «Боруссия» проиграла «Баварии» Суперкубок Германии. Новая встреча клубов в четвертьфинале Кубка Германии также закончилась победой «Баварии». С титулом действующего чемпиона пришлось расстаться ещё за шесть туров до окончания чемпионата, когда мюнхенский клуб опережал «Боруссию» на рекордные 20 очков.

Иначе складывались дела дортмундцев в Лиге чемпионов: на этот раз в группе «Боруссия» заняля 1-е место, обойдя мадридский «Реал», что обеспечило ей не самого сильного соперника в 1/8. В четвертьфинале, после нулевой ничьей на выезде, в драматичном ответном матче с испанской «Малагой», «Боруссия» отвоевала себе выход в полуфинал, забив 2 мяча уже в добавленное время.

После столь драматичного поединка с «Малагой», в полуфинале жребий вновь свёл дортмундцев с мадридским «Реалом». Первый матч, на своём поле «Боруссия» выиграла со счетом 4:1; все 4 мяча, один с пенальти, забил Роберт Левандовски. В ответном матче мадридскому клубу удалось отыграть лишь два мяча, и «Боруссия» вышла в финал. 25 мая Боруссия проиграла Баварии со счётом 2-1. Победный гол забил Арьен Роббен. Гол Баварии забил с пенальти Икай Гюндоган, который обычно не исполняет удары с точки. Перед матчем был травмирован ключевой игрок Боруссии Марио Гетце, перешедший в Баварию за 37 миллионов

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики