ФЭНДОМ

GoldДанная статья является или была Избранной
Эта статья стала лучшей по выбору администрации. Она радовала глаза многих читателей своим содержанием. И теперь она одна из лучших. Да благословит её Золотой мяч!
Евгений Гинер
Гинер

Дата рождения

26 мая 1960 года

Место рождения

Flag of the Soviet Union.svg Харьков, СССР

Евгений Ленно́рович Гинер — российский предприниматель. Президент футбольного клуба ЦСКА.

Биография Править

Крах "Спартака", которого вполне можно было бы избежать, если бы за несколько лет до этого "великий и ужасный" Олег Романцев согласился с планом молодого и энергичного бизнесмена Евгения Гинера по перестройке "Спартака". Но тогдашнему хозяину "красно-белых" Евгений почему-то не приглянулся, и он предпочел еще более энергичного и располагающего к доверию Андрея Червиченко. А уязвленному до глубины души Гинеру ничего не оставалось, как только предложить свои услуги пребывавшему тогда в состоянии перманентной разрухи клубу ЦСКА. Возглавив нищий ЦСКА в 2001 году, господин Гинер превратил его в самый богатый и эффективно работающий футбольный клуб на территории бывшего Союза, но, увы, такой же закрытый, как и все остальные. Завесу секретности над своим детищем президент ЦСКА приоткрыл лишь однажды, когда в прошлом году организовал весьма шумную презентацию трехлетнего спонсорского контракта на 54 миллиона долларов между его клубом и компанией "Сибнефть" - читай господином Абрамовичем. Это событие стало своеобразным сигналом для остальных представителей отечественного бизнеса, после чего в российский футбол потекли большие деньги. По данным весьма авторитетного в этой области журнала "Форбс", в 2002 году совокупный бюджет всех российских клубов равнялся 100 миллионам долларов, а в 2005 году он уже возрос до 400 миллионов. Если подобный темп инвестиций сохранится, то уже через два года российский чемпионат по деньгам перегонит португальский: глядишь, и директива наших дней о том, чтобы "догнать и перегнать Португалию к 2010 году" хотя бы по одному показателю, будет выполнена.

Происхождение состояния Гинера и его биография до сих пор вызывают споры и нездоровый интерес как со стороны таблоидов, так и солидной прессы...

Гинер в ПФК ЦСКА Править

Победа ЦСКА в Кубке УЕФА 2005 года – первая для российского футбола победа эпохи, в которой менеджеры значат не меньше, чем тренеры. А может, даже больше. Президент ЦСКА Евгений Гинер не забивал голов в этой европейской кампании, но его имя многие, заговорив об армейском клубе, все равно вспоминают первым: именно Гинер сделал эту команду и этот клуб такими, какими они являются сейчас.

Появление Евгения Гинера в российском футболе в 1992 году прошло незамеченным для «широких слоев общественности», впервые услышавших его имя только через девять лет. Но оно принесло будущему президенту ЦСКА множество полезных знакомств и в чем-то предопределило дальнейший ход событий. 32-летний Евгений в ту пору занимался бизнесом (на вопрос одного из недавних интервью, каким именно бизнесом он занимался в ту пору, последовал ответ: «Всем, чем только можно»). Судя по всему – небезуспешным, раз у него нашлись деньги на финансовую поддержку сборной ветеранов, которую курировал Российский футбольный союз (РФС). Гинер и сам несколько раз сыграл за эту команду – бок о бок, кстати, с будущим тренером сборной России Георгием Ярцевым и Михаилом Гершковичем.

Вслед за ветеранской сборной Гинер стал помогать юношеским, молодежным и даже национальной команде. Он спонсировал подготовку сборной России к чемпионату мира 1994 года. В то время подобная форма спонсорства (без договоров, широкой огласки и логотипов спонсоров на футболках) была довольно распространенной в РФС – ведь суммы, поступавшие в ведомство Вячеслава Колоскова от ФИФА и УЕФА, тогда были заметно скромнее нынешних. Например, один из тренировочных сборов юношеской сборной в первой половине 1990-х состоялся только благодаря тому, что дружественный колхоз выделил РФС для его проведения продукты питания. Любопытно, что сам Гинер, изредка заговаривая об этом периоде, избегает слова «спонсорство» и настаивает на формулировках «работал в молодежной сборной» и «помогал команде Павла Садырина готовиться к чемпионату мира».

Эта незаметная и в общем-то не вполне ясная футбольная деятельность Евгения Гинера, между тем обеспечила ему изрядное количество знакомств в футбольном мире и, по официальной версии, предопределила его появление в Центральном спортивном клубе Армии в феврале 2001 года. «Новые акционеры ЦСКА обратились за советом в РФС, а его руководители Вячеслав Колосков и Александр Тукманов порекомендовали мою кандидатуру», – так Евгений Гинер излагает историю своего прихода в армейский клуб, восьмую на тот момент команду чемпионата России.

Команда в тумане Править

Переход ЦСКА в руки новых акционеров в начале марта 2001 года в печати назвали «громом среди ясного неба», но в устных обсуждениях чаще звучало другое слово из метеорологического лексикона – туман. Никто так и не обнародовал суммы, за которую контрольный пакет акций команды перешел от прежних его владельцев – Armis Sports Group (фактическим владельцем клуба был Шахруди Дадаханов) – к образованной незадолго до этой сделки британской компании Bluecastle Enterprises. Неназваными остаются также конкретные имена или компании, скрывающиеся за этим прикрытием. Bluecastle Enterprises получила (и владеет до сих пор) 49% акций клуба, инвестиционная компания АВО «Капитал» – 26,1%, Министерство обороны – 24,9%. Примечательно, что в результате смены владельца доля Министерства обороны выросла в десятки раз – с 0,6% акций, находившихся в его распоряжении во времена управления клубом Шахруди Дадаханова. Крайне сомнительно, что Минобороны нарастило свою долю в клубе за счет финансового участия, и эта деталь стала косвенным подтверждением популярных в то время слухов о силовом вытеснении из клуба его прежних хозяев. Мало кто из сведущих в футбольном бизнесе людей сомневается в том, что за туманными инвесторами с Альбиона стоит Роман Абрамович: поверхностного анализа происхождения владеющих ЦСКА компаний деловым журналам хватило для того, чтобы рассмотреть нити, тянущиеся к Александру Мамуту, нередко выступавшему брокером российских олигархов. Много поговаривают и о том, что сам Евгений Гинер владеет в нынешнем ЦСКА определенной долей. Или по крайней мере может себе это позволить благодаря размерам своего нынешнего состояния.

Такие не подкрепленные документами свидетельства – ненадежная опора при реконструкции событий, но никакой другой информации не имеется. Евгений Гинер сам провоцирует обилие слухов вокруг ЦСКА, всячески избегая обнародования хоть каких-то обстоятельств сделки по приобретению армейского клуба, как, впрочем, и большинства связанных с ним контрактов. Тогдашние заявления Гинера о том, что стоящие за Bluecastle Enterprises структуры – инвестиционные компании, которые рассчитывают со временем получать финансовую отдачу от вложений в ЦСКА, никак не согласуются с состоянием футбольного рынка в России (он глубоко убыточен) и произнесенными Гинером же чуть позже словами о том, что зарабатывать на российском футболе пока невозможно.

В своих первых публичных выступлениях новый президент ЦСКА сказал столь ожидаемые болельщиками команды слова о необходимости строительства нового стадиона и желании превратить этот спортивный клуб в команду европейского уровня, а также пообещал со временем сделать его полностью открытым. Чуть позже Евгений Гинер печатно продекларировал себя приверженцем европейской модели управления и выразил надежду, что со временем часть акций ЦСКА будет продана его болельщикам. Эти заявления придали ему популярности среди армейских фанатов и звучали почти революционно для российского футбола того времени – ведь за многими заметными в ту пору его персонажами тянулись длинные шлейфы слухов о договорных матчах, подкупах судей и растворившихся на сомнительных счетах трансферных выплатах.

Однако пределы открытости Евгения Гинера в начале его управления ЦСКА обнаруживались даже при самых ненастойчивых расспросах о бюджете команды и суммах осуществленных ею трансферов: на них он отвечал уклончиво и с видимым неудовольствием. Причем порой в этой своей скрытности президент спортивного клуба доходил до каких-то анекдотических степеней – как, например, летом 2004 года, когда отрицал отставку тренера Артура Жоржи еще сутки после его отлета домой в Португалию. И, кстати, на роль спортивного директора ЦСКА на первом этапе Гинер нанял одного из одиознейших персонажей российского футбола – Валерия Четверика. Красноречивым примером меры открытости Евгения Гинера стала презентация весной 2004-го трехлетнего спонсорского контракта на сумму $54 млн между ЦСКА и компанией «Сибнефть». Гинер к этому времени уже полгода появлялся в компании Абрамовича на матчах лондонского Chelsea и даже называл Романа Аркадьевича другом. Но на пресс-конференции заявил, будто ему лично «ничего не известно о связях Абрамовича с этой нефтяной компанией», и отчитал спросивших об этом журналистов за недостаточную компетентность. А дальнейшие попытки выяснить мотивы и обстоятельства сделки пресек фразой: «Кого интересуют подробности, могут обратиться в нашу пресс-службу». Презентация рекордного спонсорского контракта в истории российского спорта и одного из самых крупных в истории мирового футбола оказалось и рекордно короткой. После невнятно-загадочных объяснений Гинер ретировался со скоростью человека, которому в этот день срочно требовалось заключить еще как минимум три 54-миллионные сделки. Со временем президент ЦСКА все же стал озвучивать какие-то суммы трансферов или параметры клубного бюджета – такой степени открытости требовал имидж продвинутого управленца западного типа. Но все равно в определенных случаях эти цифры значительно занижались.

Шесть нападающих Править

В ЦСКА эпохи Евгения Гинера (а период его президентства в клубе, несмотря на все противоречия, когда-нибудь непременно назовут «эпохой») всегда было что занижать. 2001 год, первый для Гинера в роли президента клуба, ознаменовался размашистой рекрутинговой кампанией, которая до сих пор не имеет аналогов в российском футболе. За один сезон в команду пришли 20 футболистов общей стоимостью в $13 – 17 млн (сумма оценочная – точных цифр клуб не называл), в подавляющем большинстве представлявших национальные или молодежные сборные России, Украины, Латвии и Литвы. Только нападающих в этот год было приобретено шесть – Попов, Кириченко, Гогниев, Ранджелович, Пиюк и Монарев.

Быстрого результата эта «подписная кампания» не дала: армейский клуб закончил сезон на 7-м месте. Но Евгений Гинер его от команды и не требовал, неустанно повторяя слова о «работе на перспективу». С перспективой у первого призыва нового ЦСКА тоже сложилось неважно: к моменту европейского триумфа весной 2005-го в команде не осталось никого из перечисленной шестерки форвардов, хотя все они, кроме Ранджеловича, еще вполне молоды. Всего же из 20 человек, приобретенных Евгением Гинером в первый год работы клуба, в победной кампании Кубка УЕФА-2005 команде пригодились лишь шестеро: братья Алексей и Василий Березуцкие, Рахимич, Гусев и в какой-то степени Лайзанс с Шебмерасом.

Удивительного в этом мало. Футбольные познания Евгения Ленноровича, хоть он и говорит о любви к футболу с детства, в то время были весьма поверхностными. Через три с небольшим месяца после покупки ЦСКА, в июне 2001-го, он так рассуждал в интервью «Спорт-Экспрессу» о роли личности в истории: «Игру делают 11 человек, а не отдельный игрок. Если он, конечно, не Марадона. Но и помимо Марадоны в команде были Пассарелла, Батистута и другие мастера». Заметим, что карьера Марадоны практически не пересекалась с Пассареллой и Батистутой (звездные годы великого аргентинца пришлись на пору, когда Пассарелла уже закончил играть на высоком уровне, а Батистута еще не начал). И уж совершенно точно двое последних никогда не выходили на поле вместе.

Но опыт – сын ошибок трудных. Взявшись за дело с видимым энтузиазмом, президент ЦСКА довольно быстро начал ориентироваться в футбольном мире. Он обзаводился новыми знакомствами в агентской и тренерской среде, причем на довольно высоком международном уровне, который обеспечивался статусом друга владельца Chelsea. А еще он смотрел очень много матчей: в рабочем кабинете Евгения, по утверждениям очевидцев, постоянно включен канал «НТВ + Футбол». Важно, конечно, и то, что у Гинера хватало денег для исправления всех допущенных трансферных ошибок. Последовавшие в 2002 году, а особенно в 2003-м и 2004-м кадровые решения оказались куда более эффективными, хотя и суммы постоянно росли. Россиянин Алдонин достался ЦСКА за $2 млн, чех Ярошик, бразилец Карвалью и аргентинец Феррейра – за $4 млн каждый, хорват Олич – за $5 млн, бразилец Вагнер Лав – за $9 млн. Не все эти суммы были объявлены официально, некоторые из них футбольная общественность была вынуждена вычислять самостоятельно.

Ошибочным на сегодня представляется единственный из этих трансферов – так и не освоившегося в России Феррейры, и это высокий даже для классных западных клубов селекционный кпд. А две из покупок, совершенных Евгением Гинером зимой 2004 года, выглядят едва ли не самыми удачными в истории российского футбольного менеджмента: камерунец Чиди Одия и россиянин Юрий Жирков, за каждого из которых ЦСКА заплатил не более $500 000, сегодня, после победы в Кубке УЕФА, стоят как минимум впятеро больше.

Гинер и Газзаев Править

В конце 2001-го Евгений Гинер пригласил в ЦСКА нового главного тренера Валерия Газзаева – прежний, Павел Садырин, страдал от давних проблем со здоровьем, которые в итоге и стали причиной его смерти. На протяжении трех последующих сезонов, с 2002-го по 2004-й, армейский клуб неизменно вел борьбу за победу в чемпионате РФ, как это и подобает самой богатой команде России этих лет. Дважды ЦСКА проиграл борьбу «Локомотиву», но самым болезненным ударом по репутации клуба стали не эти относительные неудачи, а победа в чемпионате России 2003 года. Ей сопутствовал шлейф судейских скандалов, беспрецедентный даже для этого чемпионата, и прежде стерильностью не отличавшегося.

Накануне сезона, когда коллегии судей не хватало денег на один из тренировочных сборов, расходы по их подготовке Евгений Гинер взял на себя. Свист и улюлюканье, под аккомпанемент которых армейский клуб взошел на пьедестал, были предопределены не только судейскими ошибками, но также до цинизма упрощенной, незрелищной игрой команды. А самым большим ударом по самолюбию Гинера стало поражение в квалификационном раунде Лиги чемпионов от скромнейшего македонского «Вардара». Хотя весь годичный бюджет этой команды был ниже стоимости хорватского нападающего Ивицы Олича, которого Гинер приобрел за несколько дней до матчей с «Вардаром». По окончании сезона-2003, несмотря на долгожданное «золото» чемпионата России, Евгений Гинер принял самое важное и эффективное для дальнейшего развития клуба решение – об увольнении Валерия Газзаева. Пусть даже в футбольных кулуарах говорят, что это было сделано под давлением Романа Абрамовича. И даже несмотря на это, через полгода, после не вполне убедительной работы с ЦСКА португальского тренера Артуро Жоржи, Валерий Газзаев снова возглавил команду. Ясный посыл тому же Газзаеву и всему российскому футболу был дан: «такой футбол нам не нужен». Хотя Гинер сам никогда и не делал подобных заявлений – это не в его стиле, – аккуратно оговариваясь в интервью о том, что «Газзаеву просто нужен отдых».

Арест, обстрел, бред Править

2004 год, следующий после скандальной победы в чемпионате России, складывался для Евгения Гинера вполне удачно. Он покончил с разделением величайшей хоккейной команды Европы ЦСКА и снова объединил ее в одну (51% акций ХК ЦСКА принадлежит сегодня «Норильскому никелю», 49% – АВО «Капитал»), пусть даже пока не сумел вернуть ей и тени былого величия и снова оставил в тайне все обстоятельства сделки. Он возглавил Российскую футбольную Премер-Лигу (РФПЛ). И хотя и не привел ее к какому-либо прорыву, все равно проявил себя на этой должности эффективнее нынешнего главы РФПЛ, делегата от московского «Динамо» Юрия Заварзина. ЦСКА начал показывать куда более презентабельный футбол, чем в чемпионский сезон, пусть даже этот футбол далеко не всегда приводил к победам. А сам Гинер не использовал для достижения побед клуба каких-либо финансовых или административных ресурсов – пусть даже денег и власти (еще раз вспомним управление РФПЛ) у него стало значительно больше. Однако затем по имиджу Гинера как менеджера современного европейского типа снова было нанесено несколько ощутимых ударов. Все началось с ареста Татевоса Суринова (давнего партнера влиятельного бизнесмена Сулеймана Керимова), которого Гинер привел в РФПЛ на должность генерального директора и которому доверил финансовую деятельность лиги. Суринову предъявлено обвинение в финансовых махинациях, связанных с его прежними сделками в авиационном бизнесе.

В феврале 2005-го криминальная тематика в связи с именем Евгения Гинера снова всплыла в газетах – после того как из автомата была обстреляна машина его сына, 23-летнего Вадима Гинера. В публикациях, появившихся после этого покушения со ссылкой на МВД РФ сообщалось, что Гинер-старший в 1991 году попадал под следствие по обвинению в хищении государственной собственности в особо крупных размерах. Сам президент ЦСКА объявил все эти утверждения «бредом», но никаких контраргументов, которые позволили бы рассеять окутавшее его облако слухов, у Евгения Гинера не нашлось. В интервью «Ведомостям» он рассказал-таки о видах бизнеса, позволивших ему заработать его нынешнее состояние – но объявить название хотя бы одной своей компании отказался. В этот же период глава Счетной палаты (и, кстати, самый высокопоставленный болельщик московского «Динамо») Сергей Степашин многозначительно высказался о Романе Абрамовиче и генеральном спонсоре ЦСКА компании «Сибнефть».

Победа Править

Но весной 2005 года ЦСКА заиграл так, что все разговоры о его прошлом и структуре финансирования клуба отошли на второй план. Эта европейская кампания стала самой успешной в истории российского футбола – даже в эпоху СССР российские клубы еврокубков не выигрывали. С формальной европейской точки зрения этот успех скорее логичен, нежели сенсационен, – учитывая, что средства, потраченные на проект ЦСКА, также были рекордными. Только на приобретение игроков за четыре года работы Евгения Гинера у армейского клуба ушло не менее $55 млн – никто из оппонентов клуба по Кубку УЕФА, включая «Бенфику», «Парму» и «Спортинг», не потратил за этот период на трансферы сопоставимых денег. С другой, российской стороны, сотворенное ЦСКА – несомненная сенсация. Нигде в футбольной России, особенно в «Спартаке» и «Динамо», вкладываемые деньги еще не заработали со схожей отдачей. Точно так же если с формальной, европейской точки зрения ЦСКА – непрозрачный, исключительно подозрительный по структуре финансирования клуб, то для сегодняшней России и он кажется едва ли не эталонным.

В мае 2005-го Евгений Гинер пережил первый настоящий триумф и даже появился вместе со своей командой на приеме у Владимира Путина – пусть даже по каким-то таинственным причинам присутствовал на ней не с самого начала. Без тайн у него никак не выходит.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики