ФЭНДОМ

150px-Steaua.png
Стяуа - румынский футбольный клуб.

ИсторияПравить

«Стяуа» основана 7 июня 1947 года по инициативе нескольких высокопоставленных офицеров, приближенных короля Румынии. Создание закрепил указ за подписью генерала Михаил Ласкара, Верховного командующего румынской королевской армии. Клуб получил название AСA Bucureşti (Asociatia Sportivă а Armatei Bucureşti - Армейская Спортивная ассоциация). Он был создан в качестве спортивного общества, куда первоначально входили спортсмены 7 видов спорта, в том числе футболисты. ASA был переименован в ЦСКА в 1948 году а затем в ССА (Casa Centrala а Armatei - Центральный Дом Армии) в 1950 году. Последний раз название было изменено в конце 1961 года на CSA Steaua Bucureşti (Спортивный клуб армии Стяуа). «Стяуа» по-румынски – «звезда», так что тут все понятно. С армией «Стяуа» была связана до 1998 года, когда выделилась в самостоятельный спортивный клуб. Теперь их связывают только исторические традиции, а также домашняя арена — стадион «Генча», который находится в собственности министерства обороны Румынии, но арендован футбольным клубом на 49 лет.

Изначально «Стяуа» должна была проводить во второй лиге. Но оказалась сразу в высшей, или, как ее называют в Румынии, в дивизионе «А». Правительство Румынии издало декрет, согласно которому ВСЕ спортивные ассоциации страны должны быть ведомственными, то есть находиться под каким-то из министерств или, для провинциалов, под рай- или горсоветом. Вице-чемпионом страны 1947 года стал столичный клуб «Кармен», который полностью принадлежал богатому промышленнику Думитриу Моциорницэ. Место «Кармена», который по понятным политическим мотивам прекратил свое существование, и заняла АСА.

В 1949 году ЦСКА выиграл свой первый трофей, Кубок Румынии, победив «Клуж» 2-1 в финале. Под именем ССА (или ЦДА, как хотите), клуб сумел выиграть три чемпионата в 1951, 1952 и 1953 годах, сделав золотой дубль в 1951 году. В течение 1950-х годов, так называемая Золотая команда ССА стала знаменитой на национальном уровне. Все эти победы связаны с именем Георге Попеску, который был снят с поста главного тренера после поражения в кубковом финале. В 1956 году национальная сборная Румынии, в состав которой входили исключительно из игроков ССА встречалась с Югославией в Белграде и выиграла 1-0. Не напоминает ли все это историю другой армейской команды? В том же году армейцы под руководством тренера Илие Саву, были первой румынской командой, предпринявшей тур по Англии, где они уверенно сыграли с Лутон Тауном, Арсеналом, Шеффилд Уэнсдей и Вулверхэмптоном.

Смена названия на «Стяуа» оказалась несчастливой. В период почти двух десятилетий клуб выиграл только три чемпионата (1967-68, 1975-76, 1977-78). Зато армейцы отрывались на Кубке Румынии, который выиграли аж 9 раз и получили «звание» кубковых специалистов. Кроме того этого период запомнился переездом армейцев 9 апреля 1974 года на их родной теперь стадион «Генча». До этого «Стяуа» играла свои домашние матчи на двух крупнейших стадионах Бухареста - «Республиканском» и «23 августа».

Надо сказать, что армейский клуб, так же, как и в СССР, имел некоторые привилегии. Игроки же переходили из клуба в клуб по договоренности между боссами без какой-либо компенсации. Понятно, что у такой структуры, как министерство обороны, были значительные преимущества. Это и квартиры, и зарплата, и освобождение от службы. Все это обеспечивало приток хороших игроков и позволило «Стяуа» ни разу в своей истории не покинул высший дивизион.

В начале восьмидесятых «Стяуа» копил силы. Прорыв произошел в 1984 году, когда под руководством тренеров Эмериха Энея и Ангела Иорданеску клуб стал чемпионом в сезоне 1984-85, который они выиграли после шестилетнего перерыва. Это дало им право сыграть в Кубке Чемпионов. В 1/16 румыны без особого труда прошли датский «Вайле» (1-1, 4-1). В 1/8 не пожалели венгерских армейцев. «Гонвед» пал на «Генче» 4-1 после 0-1 в Венгрии. А вот в 1/4 пришлось нелегко. И с кем! Финский «Куусюси», уже прошедший «Сараево» и наш «Зенит» был не прочь попасть в полуфинал. Все решил один гол Пицуркэ за четыре минуты до конца двухматчевого противостояния на заполненном до отказа стадионе в Хельсинки.

В полуфинале «Стяуа» привычно проиграла в гостях «Андерлехту» 0-1, порвав затем бельгийцев дома 3-0. В финале её ждала «Барселона». Еще не было в команде Стоичкова, Лаудрупа, Гвардиолы, да и играли каталоцы так себе. Но Барса всегда Барса.

Финал игрался в Севилье. Румыны превзошли «Барселону» в тактике, не дав ей разбежаться, строго сыграли в обороне. Вообще моментов в том матче было немного. Удар Балинта головой мог принести победу «Стяуа» во втором тайме, но мяч прошел рядом со штангой. А в дополнительное время спас румын их вратарь Хельмут Дудакам, сумевший обыграть выходившего на него Виктора. Дудакам и стал героем встречи, отразив ВСЕ четыре пенальти. И ведь не сказать, что били испанцы плохо – просто вот такой был вратарь у «Стяуа». У румын же Лекетуш чуть не сломал перекладину, от которой мяч со звоном отскочил в ворота, и Балинт окончательно добил Барсу, разведя по углам мяч и Уррути. Есть Кубок Чемпионов!

В следующем сезоне в 1/8 финала «Андерлехт» отыгрался на своих обидчиках (3-0, 0-1). А вот в сезоне 87-88 «Стяуа» дошла до полуфинала, где уступила дорогу «Бенфике» (0-0, 0-2). В сезоне 88-89 румыны дошли до финала, но там попали под «Милан», в котором уже тогда играл Паоло Мальдини. Райкаард и Гуллит сделали по дублю – без шансов для армейцев.

Тогда «Стяуа» успел еще выиграть и Суперкубок Европы в 1987 году. Играть пришлось с киевским «Динамо». До 1988 года розыгрыш Суперкубка проходил обычно в двух матчах, однако в данном случае, по политическим мотивам, между румынским и советским клубами состоялась одна игра на нейтральном поле в Монако на стадионе Стад Луи II — «Стяуа» победил со счётом 1:0.

Эти годы можно считать золотым веком «Стяуа». Команда выигрывает четыре национальных титула (1985-86, 1986-87, 1987/88, 1988-89) и четыре Кубка (1984-85, 1986-87, 1987-88, 1988-89). Кроме того, с июня 1986 по сентябрь 1989 года, «Стяуа» не проигрывал 104-матча подряд, установив новый мировой рекорд для этого времени! Конечно, сдесь свою роль сыграли и методы комплектования команды. Так, Георги Хаджи был позаимствован у ФК Спортул Студентец специально под Суперкубок- 1987, да так там и остался, несмотря на протесты своего бывшего клуба. Или, например, Георге Попеску, переданный в 1988 году из «Университати» без согласия клуба или игрока, который вернулся в свой бывший клуб после одного сезона. Но все равно, то была великая команда!

После развала советской системы многие игроки рванули на Запад. Однако, в отличие от многих других клубов постсоветского пространства, «Стяуа» остался достаточно сильной командой, чтобы продолжать побеждать дома и представлять (правда, менее удачно) Румынию в Лиге Чемпионов. Команда выиграла 6 чемпионских титулов подряд, завоевала несколько раз национальный Кубок, и 3 раза подряд участвовала в групповой стадии Лиги Чемпионов. Затем «Стяуа» на некоторое время ушла в тень, но в 2005 и 2006 годах завоевала очередные золотые медали, а также в драматичном поединке против «Мидлсбро» чудом не пробилась в финал Кубка УЕФА. Последние успехи связаны с именем Джиджи Бекали – эксцентричного миллионера из Бухареста. Он занял должность президента клуба после того, как предыдущий владелец клуба, Виорел Паунеску, не принес ничего клубу, кроме долгов.

В 2006 году «Стяуа» завоевала румынской Суперкубок - 50 трофей за свою 59-летнюю историю.

ФанатыПравить

Когда в стране один клуб намного превосходит другие, то и количество болельщиков у него в разы больше. Исследование, проведенное в июне 2007 года, показало, что на фанов «Стяуа» приходится около 42% всех румынских любителей футбола.

Движение ультрас началось в 1995 году, когда была основана Armata Ultra (АU), первая группа фанов из Бухареста. Группировка быстро достигла впечатляющего числа участников, но в 2001 году, они расформировались из-за внутренних проблем. В настоящее время фанаты «Стяуа» образуют несколько групп, большинство из которых занимают северную трибуну «Пелуца Норд» (Северный край). Это Нуклео, Инсургенты, 47 Западная Армада, Тени). Остальные гнездятся на «Южном конце».

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики